Памяти Великого Учителя
Энергетика его мысли
была настолько мощной
и позитивной, что и
сегодня находит отклик
в сердцах его учеников….»
Годы не властны над нашей памятью. Память человеческая живёт вечно, передаваясь от поколения к поколению. А благодарная наша память не знает границ, над ней не властны ни время, ни пространство.
Сегодняшняя моя статья посвящена памяти Великого Учителя, который жил и работал в нашем посёлке, жил для своих учеников, вся его жизнь – ярчайший пример беззаветного служения детям. Имя Азерникова Нафталия Владимировича внесено в школьную летопись «Моя школа – моя гордость!»»
Мудрость постигается с годами… Вновь и вновь осмысливая эту фразу, отчётливо понимаешь, как точны эти слова. Да, совершенно точны в смысле постижения мудрости, которая стирает рамки времени и пространства. Вновь и вновь мысленно возвращаюсь в те далёкие времена моего ученичества, и, в который раз, не устаю восхищаться безграничностью, безмерностью таланта, беспредельностью поистине великого подвижничества той плеяды учителей, перед которыми преклоняюсь. А сегодня я хочу рассказать о том событии, важном и значимом для нас, для тех, кто работал в нашей школе, продолжая то великое дело, которому Вы посвятили себя. Событие это стало знаковым, традиционным – Азерниковские педагогические чтения. Проходят они ежегодно, в конце учебного года, подводя итоги года. Наши педагогические чтения мы назвали «Азерниковскими».
Это можно расценивать и как дань уважения, и как признак зрелости ваших учеников, которые сумели постичь ту мудрость, которую Вы учили постигать шаг за шагом, день за днём и год за годом. Энциклопедические знания, прекрасные ораторские способности., методическое мастерство, уважительное отношение к личности учащихся, коллег, родителей снискали благоговейное почитание его, как личности.
Многие, кому довелось работать с Азерниковым Н.В. и Азерниковой М.И. сохранили о семье Азерниковых самые тёплые, добрые и важные для каждого из нас воспоминания. Благодаря Азерниковым, многие из их учеников осознали значимость и важность профессии Учитель. В школе в разное время трудилось около двух десятков её выпускников.
Общественность района поддержала инициативу педагогического коллектива МОУ «СОШ №1 п.Карымское» о присвоении Азерникову Н.В. звания Почётного гражданина муниципального района «Карымский район».
Присвоение этого звания – дань безграничного уважения к педагогу, внесшему значительный вклад в развитие образования района. Таким образом, мы ещё раз обратим внимание на людей учительской профессии, почтим их память.
Нами разработано и принято Положение о внутришкольных педагогических чтениях как форме обобщения и распространения опыта педагогов в условиях опытно-экспериментальной работы в школы. На основе представленных материалов создаётся научно-методический Банк данных по актуальным проблемам образования. Лучшие материалы рекомендованы к печати в сборниках статей и периодических изданиях. Опыт проведения чтений показал искреннюю заинтересованность в их участии педагогов школы. В Банке данных свыше ста выступлений по проблемам педагогики, психологии, дидактики.
По итогам чтений участники награждаются грамотами, памятными значками.
Чтения, проводимые в нашей школе, высоко оценены научным руководителем эксперимента, кандидатом педагогических наук Шибановой Н.М. Азерниковские чтения, став традиционными, способствуют не только совершенствованию учебно- воспитательного процесса в школе, но и научно-исследовательской деятельности педагогов.
«Выбирать лучшее и следовать ему,»-эти слова великого мыслителя Конфуция явились рефреном, образующим стержнем, нанизавшим на себя выступления учителей. Педагогические чтения способствуют профессионализации, систематизации методических наработок, совершенствованию всей нашей работы. Таким образом, мы выражаем наше отношение к людям, которые отдали себя служению детям. Их благородство, интеллигентность, полная самоотдача для нас навсегда останутся ярчайшим примером, достойным искреннего признания и уважения.
Азерников Н.В. был первым директором нашей школы. В команде с ним работала замечательная плеяда учителей, память о которых сохранилась в наших сердцах. Их имена не стирает время. Букатова А.И., Негробова Л.В., Банщикова М.О., Овчиникова И.М., Руссов С.И., Руссова М.Я., Азерникова М.И.,Сущенко Г.П.
Мы, Ваши благодарные ученики, помним и чтим Вас. И в этом тоже заключён свой особый смысл. Подобрать кадры таких учителей, слава о которых распространялась далеко за пределами района. Результатом работы были не просто стабильными, они были успешными.
Чтения, проводимые в нашей школе в конце учебного года, стали своеобразным подведением итогов ежедневной, кропотливой работы учителей по обучению, воспитанию и формированию будущих наших сограждан. Рядом со взрослыми взрослеют наши дети, наши ученики. Обязательным условием, которое должно соблюдаться в любых жизненных ситуациях по мере взросления ребёнка, должно стать условие равноправного, равноценного сосуществования. В этом сосуществовании, в этом содружестве не должно быть мелочей. Всё должно быть значимым и важным. А самое главное, этот процесс должен стать с одной стороны демократичным, поскольку это способствует развитию самостоятельности, творчества, и , наконец, служит источником или импульсом для формирования личности одарённой, умеющей мыслить нестандартно, нешаблонно, одним словом – творческой; и с другой стороны – этот же самый процесс должен стать и педагогичным. Педагогичным в своём истинном значении. Составляющими педагогичности непременно должны стать и тактичность, и мудрость взрослого, понимание возрастной соотносительности, предусмотрительное угадывание движений детской души и обязательно любовь к маленькому человечку. Этот позитивный настрой взрослых, конечно же, почувствуется ребёнком. Импульсы добра и любви, уважения и понимания вспыхнут однажды яркой искоркой, которая вполне возможно, осветит весь дальнейший путь этому маленькому человеку, который однажды оказался рядом с тобой, с Учителем, пришедшим работать в школу.
И именно эта самая мысль непостижимым, каким-то внутренним образом, связывает все наши наработки, являясь стержнем, опорой, фундаментом всех наших начинаний.
Работа каждого учителя видна сквозь призму времени, мы отражаемся в наших учениках, незримо присутствуя в их жизни. Задача по формированию личности, вылепливание из маленького сокровища осознанной личности, сознательного гражданина, уверенного, самодостаточного патриота своего дела и своей страны – задача наиважнейшая и самая что ни на есть –благороднейшая! В этом и только в этом и заключен весь смысл нашей с Вами работы,дорогие мои коллеги.И мы с Вами сегодня формируем, создаём будущее нашей Родины, нашей Отчизны. Вот такая ответственность возложена на нас с Вами. И проведение, сам процесс подготовки и осмысления таких коллегиальных, коллективных мероприятий, их публичность, демократичность, наполненность содержанием, индивидуальность каждого из нас раскрывается наиболее зримо и ярко. Мы выносим на суд не только свой разум, но и сердце. В этом – моя личная убежденность. И каждый раз, в который год, анализируя выступления своих коллег, предлагая свои наработки, мысли вслух- убеждаешься в несомненной нужности и полезности чтений. Жажда познания не должна иссякнуть в Учителе. Это непреложная истина!
Мы их именуем Азерниковскими, в крае проходят Сократовские чтения, где-то в других школах, в других регионах у них свои имена. Но суть – единение мысли и души, любви и разума – остаётся незыблемой и вечной. Да и как иначе?! Маленькая ладошка в большой и доброй ладони – символ союза взрослых и детей, стал незримой эмблемой наших, ставших теперь уже традиционными, органичными настолько для нас самих, что хочется в скобочках приписать маленький, но важный эпиграф, эпиграф — предпосыл, включающий в себя всю гамму наших чувств и многообразие мыслей «Откровенно о сокровенном». Готовясь к выступлению, пестуя своё детище, рассматривая свою позицию со всех сторон (как услышится, отзовётся, аукнется и воспримется) ты и сам, уважаемый коллега, оттачиваешь, шлифуешь свою мысль, формируешь своё отношение, а в конечном итоге – совершенствуешь сам себя. Вот оно зерно! Именно этому всегда, в любых ситуациях учил нас наш уважаемый Нафталий Владимирович. Видеть суть, осознавать, осмысливать, ещё и ещё раз убеждаться в том, что ты не ошибся в выборе себя. После чтений я лично смотрю на мир немножко другими глазами: он становится как бы светлее. Лично для меня. А своё видение я обязательно передам ребёнку, который придёт ко мне завтра или уже сегодня. Я побеседую с ним о книжке, которую он прочитал, о собачке, которую он любит, о погоде, какая ему нравится и незаметно, исподволь вложу ему ниточку,ту самую, которая связывает нас, ниточку, которой нет конца… Нить времени и ощущения себя, нас в этом времени… Связь времён и поколений. Это не пустые слова. Мы помним своих учителей. Так пусть же наши дети, наши ученики помнят о нас с Вами. Пусть не оборвётся эта ниточка, связующая, начало начал…
И сердце дрогнет, вспоминая…
И в завершение хочется сказать, что я очень надеюсь, дорогие читатели, что каждый, кто прочтёт мои рассуждения, задумается, оглянется и внимательно присмотрится, прислушается к тем, кто рядом с нами. К тем, кто смотрит на нас, и кто завтра шагнёт во взрослую жизнь, в будущее.
В.Черникова, ученица Н.В.Азерникова
Добавить комментарий